29 мая 2020

Забайкальскому филиалу НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» – 20 лет

 OAndreev.jpg       В мае 2000 года в Забайкальском крае начал работать филиал железнодорожного пенсионного фонда «Благосостояние». О том, как создавалось негосударственное пенсионное обеспечение на полигоне дороги и о дне сегодняшнем рассказал в интервью газете «Забайкальская магистраль» директор филиала Олег Андреев.

– Олег Михайлович, прежде всего поздравляю филиал с юбилеем! В нынешних условиях отметить праздничную дату, наверное, не получится?

– Спасибо. Да, действительно, в связи с пандемией коронавируса в последние два месяца наше внимание и усилия – и филиала, и фонда «Благосостояние» в целом – были сконцентрированы на том, чтобы клиенты получали необходимые услуги качественно и своевременно в удалённом формате. Фонд усилил работу каналов дистанционного обслуживания: телефонной справочной службы, личного кабинета. Понимаем, что сейчас непросто обновить паспорт с истёкшим сроком использования, поэтому фонд продолжает обслуживание клиентов с устаревшими паспортами.

Те, у кого наступило время выходить на заслуженный отдых, могут не приходить в филиал, а оставить заявку о назначении корпоративной пенсии, просто позвонив по телефону справочной службы фонда. В общем, делаем всё возможное, чтобы внешние факторы, какими бы они ни были, не отразились на наших клиентах. Поэтому настрой действительно не столько праздничный, а скорее оптимистично-рабочий: производственные процессы в филиале благополучно идут своим чередом, пенсии назначаются и выплачиваются.

– И всё же юбилейная дата... Давайте вспомним, как на Забайкальской железной дороге появилась возможность получать отраслевую пенсию?

– История дополнительного пенсионного обеспечения работников ЗабЖД началась с появлением в 1994 году негосударственного пенсионного фонда «Забайкальский». Он был создан по инициативе руководства дороги и правительства региона. Руководителем фонда стал Владимир Резниченко, и он же впоследствии возглавил Забайкальский филиал НПФ «Благосостояние».

– Получается, к моменту создания Забайкальского филиала уже была основа?

– Да, первопроходцы сделали большое и важное дело – создали фундамент для дальнейшего успешного развития НПО в регионе. Поэтому, когда в 2000 году на базе фонда «Забайкальский» открылся наш филиал НПФ «Благосостояние», прочное сотрудничество с руководителями дороги и профсоюза уже возникло. Понимая преимущества негосударственного пенсионного обеспечения, они поддерживали идею корпоративных пенсий и личным примером помогали продвигать её среди железнодорожников. Хочется сказать огромное спасибо работникам кадрового блока, руководителям всех уровней и профсоюзным активистам. Назову нескольких из них: Семён Михайлович Щербаков, Александр Николаевич Белецкий, Владимир Мефодьевич Кравцов, Алексей Константинович Максимов, Геннадий Павлович Матинин, Сергей Михайлович Албитов, Валентина Алексеевна Яковлева, Ольга Константиновна Козлова и многие, многие другие…

– Как начиналась их работа по развитию негосударственного пенсионного обеспечения?

– В то время сама система НПО в России существовала всего несколько лет. Многие вообще не знали, что такое корпоративная пенсия, а главное – не было тех, кто бы уже её получал. Поэтому поначалу пришлось преодолевать сомнения, недоверие со стороны работников железных дорог. Люди всегда с осторожностью относятся ко всему новому, тем более, если речь идёт о финансах.

– Что помогло завоевать доверие железнодорожников?

– В первые годы работы филиала наши сотрудники почти всё время проводили в командировках, ездили на предприятия, встречались с коллективами, рассказывали об условиях участия в корпоративной пенсионной системе. Доверие, которое мы завоевали со временем, это результат искреннего внимания к клиенту. Поэтому так важно уметь слышать человека, понимать, что его тревожит, и предоставлять исчерпывающую информацию. Однажды вместе с Центром оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики мы провели социологическое исследование, результаты которого до сих пор можно считать актуальными. Тогда мы выяснили, что отношение работников к корпоративной пенсионной системе зависит от их осведомлённости. Поэтому и сейчас мы уделяем большое внимание личному общению с клиентами.

– Как работники компании относятся к участию в корпоративной пенсионной системе сегодня?

– Цифры говорят сами за себя: более 82% железнодорожников на полигоне ЗабЖД – свыше 34 тысяч человек – участвуют в корпоративной пенсионной системе. Я много общаюсь с железнодорожниками и вижу, что сейчас люди стали больше смотреть на перспективу и ответственно подходят к своему будущему. Особенно хорошо в финансовых вопросах разбирается молодежь. Молодые люди заинтересованы в собственной материальной обеспеченности, поэтому и к идее корпоративных пенсий относятся с энтузиазмом. В Чите будущих железнодорожников готовят в Забайкальском институте железнодорожного транспорта. Для студентов последних курсов мы проводим уроки пенсионной грамотности, рассказываем о том, как выстроена система государственного пенсионного обеспечения в России, а также корпоративная пенсионная система РЖД. По словам кадровиков, когда вчерашние студенты приходят устраиваться на работу, они уже знают о корпоративной пенсионной системе и присоединяются к ней, понимая что это такое. Пенсия – это дело молодое.

– Чем раньше начнёшь копить – тем больше пенсия?

– Конечно, но не стоит забывать про главное отличие корпоративной пенсионной системы РЖД от всех иных способов накопления. А именно то, что компания из своих средств финансирует пенсионный счёт работника. Это базовый, основополагающий принцип пенсионного обеспечения в РЖД. Многие люди в нашей стране откладывают деньги к пенсии, но им приходится копить в одиночку, в то время как железнодорожникам помогает компания. Участие в корпоративной пенсионной системе может служить и своего рода страховкой. Ведь отраслевые пенсии назначают не только по старости, но и по инвалидности, в случае травмы, потери работоспособности. К сожалению, в нашей практике есть такие примеры. Работа на железной дороге зачастую связана с риском, это ни для кого не секрет.

– Сколько железнодорожников получают отраслевую пенсию в Забайкальском крае?

– Корпоративную пенсию получают 22 тысячи работников железнодорожной отрасли. В 2019 году средний размер назначенной отраслевой пенсии на полигоне дороги достиг 10,5 тысяч рублей. Это хорошее подспорье, учитывая, что средний размер государственной пенсии составил около 14 тысяч рублей. Но согласитесь, госпенсия – это лишь социальный минимум для покрытия основных расходов. А на заслуженном отдыхе хочется вести активный образ жизни, продолжать заниматься любимым делом. Например, один из наших пенсионеров рассказывал, что много лет увлекается рыбалкой. Кстати, его жена тоже железнодорожница и так же, как он, получает отраслевую пенсию. Так вот, их совокупный доход складывается из двух государственных и двух корпоративных пенсий и составляет 50 тысяч рублей в месяц. Из этих денег наш клиент может выделить часть средств на покупку снастей и всего, что ему необходимо для любимого хобби. Таких примеров много. Поэтому наши пенсионеры очень довольны, что когда-то решили вступить в корпоративную пенсионную систему.

– Забайкальский край входит в десятку крупнейших по площади российских регионов. Как строится ваша работа с клиентами на такой большой территории?

– Верно, Забайкальский край по размерам, как две Франции. Общая протяжённость железной дороги составляет около 3,5 тысяч километров, а клиенты фонда трудятся на 120 предприятиях отрасли. Наши специалисты, работники Забайкальского филиала НПФ «Благосостояние» и трёх его отделений – в городах Борзя, Могоча и городе Свободный Амурской области – обслуживают железнодорожников не только в офисах, но и приезжают на предприятия, чтобы непосредственно на рабочих местах предоставить им необходимую информацию, расчёты, справки, а также оформить документы для назначения негосударственной пенсии.

– Какие современные технологии есть у вас «на вооружении»?

– В нашем пенсионном фонде отлажена система электронного документооборота, цифровых платежей, удалённого доступа к базам данных. Кроме того, большое внимание уделяется развитию электронных сервисов, таких как личный кабинет, формы обратной связи на сайте. С их помощью клиенты могут самостоятельно решить часть вопросов – в удалённом режиме следить за состоянием пенсионного счета, запрашивать документы. Однако специфика нашего региона такова, что зачастую устойчивая сотовая связь и интернет-покрытие есть только в региональных центрах и крупных городах. Много небольших населённых пунктов находится в отдалённых районах, и там личные встречи по-прежнему остаются наиболее эффективным, а порой единственным форматом обслуживания клиентов. Я надеюсь, что с отменой ограничительных мер мы благополучно возобновим привычные формы работы с клиентами.

– Остается пожелать всем нам скорее вернуться к стабильной жизни.

– Действительно, особенно остро потребность в стабильности ощущается в сложные периоды. Например, сейчас, когда мы живем с различными ограничениями, вызванными борьбой с пандемией коронавируса. Но когда у вас на пенсионном счёте лежат неприкосновенные сбережения, это даёт уверенность в завтрашнем дне. Сегодняшние трудности временные, они закончатся, а социальные гарантии, в том числе корпоративная пенсия, останутся. Железнодорожники получают поддержку компании, и это очень ценно.