Все больше людей хотят получать максимально качественное обслуживание, затрачивая на это минимум времени. Записаться к врачу, заплатить за квартиру, встать на очередь в детский сад – это лишь некоторые услуги, которые можно получить, сидя дома за компьютером или с мобильным телефоном в руках. При этом запрос на дистанционное обслуживание растет не только в социальной или коммунальной, но и в финансовой сфере. Особенно актуален он сейчас, когда целые города и даже страны объявили карантин на фоне пандемии нового вируса, а люди стараются не выходить из дома и в условиях всеобщей цифровизации использовать новые форматы общения, считает первый заместитель генерального директора НПФ «Благосостояние» Максим Элик.
Ежегодный анализ финансовой доступности, проводимый Банком России, показывает, что больше половины населения страны пользуются дистанционным доступом к банковским счетам. Один из наиболее популярных форматов – интернет-банкинг. Используя систему электронных платежей, клиенты, не выходя из дома, могут оплачивать счета, погашать кредиты, делать денежные переводы и совершать покупки. Не менее популярен среди потребителей мобильный банкинг, который подразумевает совершение тех же операций, но с использованием мобильного телефона. Исследования рынка показывают, что почти 60% пользователей банковских мобильных приложений переводят деньги другому человеку по номеру телефона, а 54% клиентов оплачивают услуги ЖКХ, телефонную связь и Интернет. Банковская цифровизация коснулась даже тех, кто не делает ничего из перечисленного. Сегодня практически невозможно быть вне этого процесса: если у человека есть банковская карта, он как минимум пользуется так называемым смс-банкингом, в сообщениях на мобильный телефон получает выписки о денежных операциях и может следить за состоянием своего счета.
Это основные, но далеко не все возможности традиционных дистанционных банковских услуг. Все чаще клиентам предлагаются принципиально новые цифровые продукты. Например, чат-боты на основе технологии искусственного интеллекта способны поддержать разговор и решить вопрос клиента, а биометрическая идентификация позволяет установить личность клиента по фотографии при совершении денежных переводов. Еще два года назад наша страна вошла в пятерку государств с наиболее развитой системой цифрового банкинга. Сегодня, по мнению аналитиков консалтинговой компании McKinsey, российская банковская система имеет все шансы стать одной из самых технологичных.
Инновационные решения широко используют и страховые компании, особенно в области страхования здоровья. Для клиентов, купивших медицинский полис, давно разработаны умные мобильные приложения, в которых есть и сведения о страховке, и запись к врачу, и даже онлайн-консультация с медицинским специалистом.
Кроме того, используемая страховщиками так называемая система телематики позволяет аккуратным и «безаварийным» автовладельцам экономить на страховке машины. Специальная программа устанавливается в машине клиента и следит за соблюдением скоростных ограничений на дороге, определяет его манеру вождения. Все данные хранятся в приложении мобильного телефона автовладельца и используются для расчета скидки при покупке следующей страховки. Чем безопаснее вождение, тем дешевле обойдется полис.
Цифровая революция затронула и негосударственные пенсионные фонды. На сайте НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» есть широкий набор инструментов для дистанционного обслуживания клиентов.
Так же как и к банковскому, доступ к собственному пенсионному счету сегодня можно получить круглосуточно и из любой точки мира. К примеру, в личном кабинете на сайте npfb.ru можно заказать выписку с индивидуального пенсионного счета, справки об уплаченных пенсионных взносах, выплаченной пенсии или 2-НДФЛ. Личным кабинетом на сайте пользуются более 160 тысяч клиентов. В приоритетах фонда – упростить процесс предоставления электронных услуг, сохранив при этом высокий уровень безопасности при их использовании. Поэтому в прошлом году вход в личный кабинет стал доступен пользователям с подтвержденной учетной записью на портале госуслуг.
Клиентам НПФ также доступна возможность дистанционно пополнять счет – через сервис «Взнос онлайн». Это быстрый и безопасный способ перевести любую сумму в удобное время на свой пенсионный счет, не выходя из дома.
По аналогии с смс-банкингом фонд предоставляет услугу смс-информирования. Подключив ее, клиент получает важную информацию о корпоративной пенсионной системе на мобильный телефон.
С развитием каналов дистанционного обслуживания почти любой вопрос можно решить без посещения отделения банка, пенсионного фонда или страховой компании. При этом простор для развития электронных услуг еще очень велик. У российских компаний есть возможность использовать лучший мировой опыт для разработки и внедрения цифровых новинок. В то же время интернет-связь доступна по цене и имеет хорошее покрытие. Учитывая все это, можно предположить, что спрос на электронные финансовые услуги будет только расти.