Дистанционный доступ к финансовым услугам

Максим Элик, первый заместитель генерального директора НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»

Все больше людей хотят получать максимально качественное обслуживание, затрачивая на это минимум времени. Записаться к врачу, заплатить за квартиру, встать на очередь в детский сад – это лишь некоторые услуги, которые можно получить, сидя дома за компьютером или с мобильным телефоном в руках. При этом запрос на дистанционное обслуживание растет не только в социальной или коммунальной, но и в финансовой сфере. Особенно актуален он сейчас, когда целые города и даже страны объявили карантин на фоне пандемии нового вируса, а люди стараются не выходить из дома и в условиях всеобщей цифровизации использовать новые форматы общения.

Банк в телефоне

Ежегодный анализ финансовой доступности, проводимый Банком России, показывает, что больше половины населения страны пользуются дистанционным доступом к банковским счетам. Один из наиболее популярных форматов – интернет-банкинг. Используя систему электронных платежей, клиенты, не выходя из дома, могут оплачивать счета, погашать кредиты, делать денежные переводы и совершать покупки. Не менее популярен среди потребителей мобильный банкинг, который подразумевает совершение тех же операций, но с использованием мобильного телефона. Исследования рынка показывают, что почти 60% пользователей банковских мобильных приложений переводят деньги другому человеку по номеру телефона, а 54% клиентов оплачивают услуги ЖКХ, телефонную связь и Интернет. Банковская цифровизация коснулась даже тех, кто не делает ничего из перечисленного. Сегодня практически невозможно быть вне этого процесса: если у человека есть банковская карта, он как минимум пользуется так называемым смс-банкингом, в сообщениях на мобильный телефон получает выписки о денежных операциях и может следить за состоянием своего счета.

Это основные, но далеко не все возможности традиционных дистанционных банковских услуг. Все чаще клиентам предлагаются принципиально новые цифровые продукты. Например, чат-боты на основе технологии искусственного интеллекта способны поддержать разговор и решить вопрос клиента, а биометрическая идентификация позволяет установить личность клиента по фотографии при совершении денежных переводов. Еще два года назад наша страна вошла в пятерку государств с наиболее развитой системой цифрового банкинга. Сегодня, по мнению аналитиков консалтинговой компании McKinsey, российская банковская система имеет все шансы стать одной из самых технологичных.

Технологии для здоровья и безопасности

Инновационные решения широко используют и страховые компании, особенно в области страхования здоровья. Для клиентов, купивших медицинский полис, давно разработаны умные мобильные приложения, в которых есть и сведения о страховке, и запись к врачу, и даже онлайн-консультация с медицинским специалистом.

Кроме того, используемая страховщиками так называемая система телематики позволяет аккуратным и «безаварийным» автовладельцам экономить на страховке машины. Специальная программа устанавливается в машине клиента и следит за соблюдением скоростных ограничений на дороге, определяет его манеру вождения. Все данные хранятся в приложении мобильного телефона автовладельца и используются для расчета скидки при покупке следующей страховки. Чем безопаснее вождение, тем дешевле обойдется полис.

Пенсия на ваших условиях

Цифровая революция затронула и негосударственные пенсионные фонды. На сайте НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» есть широкий набор инструментов для дистанционного обслуживания клиентов.

Так же как и к банковскому, доступ к собственному пенсионному счету сегодня можно получить круглосуточно и из любой точки мира. К примеру, в личном кабинете на сайте npfb.ru можно заказать выписку с индивидуального пенсионного счета, справки об уплаченных пенсионных взносах, выплаченной пенсии или 2-НДФЛ. Личным кабинетом на сайте пользуются более 160 тысяч клиентов. В приоритетах фонда – упростить процесс предоставления электронных услуг, сохранив при этом высокий уровень безопасности при их использовании. Поэтому в прошлом году вход в личный кабинет стал доступен пользователям с подтвержденной учетной записью на портале госуслуг.

Клиентам НПФ также доступна возможность дистанционно пополнять счет – через сервис «Взнос онлайн». Это быстрый и безопасный способ перевести любую сумму в удобное время на свой пенсионный счет, не выходя из дома.

По аналогии с смс-банкингом фонд предоставляет услугу смс-информирования. Подключив ее, клиент получает важную информацию о корпоративной пенсионной системе на мобильный телефон.

Что дальше?

С развитием каналов дистанционного обслуживания почти любой вопрос можно решить без посещения отделения банка, пенсионного фонда или страховой компании. При этом простор для развития электронных услуг еще очень велик. У российских компаний есть возможность использовать лучший мировой опыт для разработки и внедрения цифровых новинок. В то же время интернет-связь доступна по цене и имеет хорошее покрытие. Учитывая все это, можно предположить, что спрос на электронные финансовые услуги будет только расти.