5 июля 2021

Южно-Уральский филиал НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» отмечает 20-летний юбилей

 Якушева.jpg                

Филиал расположен в Челябинске и имеет представительства во всех крупных городах полигона Южно-Уральской магистрали: Кургане, Оренбурге и Орске. Обслуживает более 80 тысяч железнодорожников и пенсионеров железнодорожного транспорта, в том числе Петропавловского отделения в Казахстане - единственного, которое находится на территории сопредельного государства. Но, как отмечают в самом НПФ, 20 лет назад корпоративная пенсионная система на полигоне ЮУЖД выглядела намного скромнее.

- Светлана Александровна, можно ли сравнивать филиал сегодня и 20 лет назад?


- Это очень трудно. Тогда, в 2001-м, только начинали разбираться, что такое корпоративная пенсионная система. Это касалось не только железнодорожников, которым и предстояло пользоваться новой услугой. Сотрудники только что открывшегося нашего офиса выстраивали будущую пенсионную платформу работников РЖД.

  

Работу начал известный на ЮУЖД человек - Алексей Афанасьевич Годок, первый руководитель филиала. В начале 2000-х нашим предшественникам приходилось сталкиваться с недопониманием, обычно что-то новое люди встречают недоверием. Но НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» прошел проверку временем. Сегодня с фондом сотрудничают 90% работников ЮУЖД. А более 31 тысячи ее бывших сотрудников получают вторую, дополнительную к государственной, пенсию.

   

Такого результата удалось достичь благодаря поддержке руководства дороги, ее кадрового блока и Дорпрофжел ЮУЖД. Условия корпоративной пенсионной системы закреплены в Коллективном договоре ОАО «РЖД».


- В чем именно заключается выгода корпоративной пенсионной системы ОАО «РЖД» для ее работников?


- Преимуществ у нее немало. Важнейший плюс, который напрямую сказывается на наших участниках-вкладчиках, - это принцип софинансирования, то есть совместного накопления на будущую пенсию. Говоря простым языком, работник откладывает на свое будущее рубль, и работодатель начисляет свои средства. Таким образом, взносы сразу же увеличиваются в два раза. По сути, начисленные сегодня средства работодателя - это своего рода «заработная плата» железнодорожника, которую он будет получать от компании, будучи уже на пенсии.


В нашей стране на самом деле не так уж много больших компаний, которые имеют свою собственную корпоративную систему. Кроме РЖД негосударственное пенсионное обеспечение есть у занятых в нефтяном и газовом секторе. Крупные компании могут гарантировать своим работникам надежность и сохранность их вложений. Они заинтересованы в поддержке своего персонала.


В то же время не все корпоративные пенсионные системы предполагают возможность массового участия в них. Есть компании, которые предлагают вступить в свой НПФ только после достижения работником определенного трудового стажа. В отличие от них ОАО «РЖД» предоставляет такую возможность сразу же после трудоустройства. И в этом - главное преимущество. На сегодняшний день в ОАО «РЖД» наибольшее количество получателей корпоративных пенсий в сравнении со всеми крупными компаниями страны.


- А почему бы мне просто не пойти в банк и не положить деньги на депозит?


- Вы, конечно, можете так сделать. Более того, корпоративная пенсионная система ни в коем случае не означает необходимость отказываться от других финансовых инструментов, будь то банковские депозиты, облигации, акции. Она, скорее, дополняет их, причем очень эффективно. Нужно понимать, что доходность этих финансовых инструментов не идет ни в какое сравнение с плюсами НПФ. Простая математика: если по принципу софинансирования на каждый вложенный вами рубль компания добавляет еще один, то это показатель доходности в 100%. Вдобавок на эту сумму НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» ежегодно начисляет инвестиционный доход. Кроме того, у граждан есть возможность вернуть часть уплаченных пенсионных взносов, оформив налоговый вычет. Этой возможностью, которую предоставляет государство, пользуется абсолютное большинство наших клиентов. Так что, отвечая на ваш вопрос, могу сказать так: вклады - это не альтернатива корпоративной пенсионной системе, их даже не надо сравнивать.


- Насколько я знаю, вступать в корпоративную пенсионную систему лучше как можно раньше. Так выгоднее?


- Однозначно. Чем моложе человек, тем меньшие суммы с заработной платы он отчисляет. Допустим, условному молодому железнодорожнику 25 лет, и он решил вступить в корпоративную пенсионную систему. Таким образом, он будет отчислять примерно 1,5% на протяжении всего периода своей трудовой деятельности. Если решение чуть запоздало и принято в 35, то это будут уже почти 2% от зарплаты. Ну а если после 45 лет, то речь идет о 4,9%. При этом понятно, что размер заработной платы не статичен, у многих молодых людей развивается карьера. 1,5%, к примеру, от 30 и от 70 тысяч рублей - это совершенно разные суммы. Не стоит забывать и о взносах, которые будет делать компания в пользу работника. Таким образом, к моменту выхода на пенсию у человека на счете будет очень солидная сумма, которая позволит ему жить более обеспеченно, чем большинство граждан нашей страны.


- Какое будущее у корпоративной пенсионной системы?


- Необходимость НПФ продиктована самой жизнью. Около десяти лет назад в России была принята Стратегия развития пенсионной системы. В документе четко прописано, что доход человека на пенсии должен складываться из трех составляющих: государственной пенсии, корпоративной и личных накоплений. Сегодня многим жителям нашей страны совершенно очевидно, что исключительно на государственную помощь прожить очень трудно. При этом мы любим рассуждать о том, как хорошо живут люди старшего возраста в Европе, в США. Но почему-то забываем о том, что граждане тех стран начинают зарабатывать корпоративную пенсию с первого дня своей трудовой деятельности. После окончания учебного заведения либо сам молодой человек открывает себе соответствующий счет, либо за него это делает работодатель. И до последнего рабочего дня гражданин откладывает деньги, чтобы после выхода в нужный момент начать ими пользоваться. Вот таким образом и формируется их достойный доход в преклонном возрасте.


- Мир не стоит на месте, активно развивается цифровизация. Сегодня пришло новое поколение людей, которое выросло на гаджетах. Что может предложить НПФ с точки зрения цифровых услуг и удобства клиентов?


- Начнем с того, что у каждого нашего клиента есть онлайн личный кабинет, где он может посмотреть все свои сбережения. Вопросы можно задать, позвонив на горячую линию по номеру 8-800-775-15-20. Также функционирует специально созданный для клиентов чат на сайте фонда. Действует мобильное приложение «Корпоративная пенсия в РЖД».


Мы всегда стараемся быть ближе к железнодорожникам. Поэтому помимо обслуживания в офисах сотрудники в определенные дни выезжают в отдаленные города и проводят там необходимые консультации.


- Изменился ли спектр предлагаемых возможностей?


- За 20 лет многое изменилось, корпоративная пенсионная система ощутимо расширилась. Я бы сказала, что сегодня она чем-то напоминает конструктор. Человек сам может задать в ней те настройки, которые выгодны ему на этом этапе жизни. Хочешь увеличить сбережения? Включай опцию «Дополнительные пенсионные взносы». Появилась семья, и ты, как ответственный человек, понимаешь, что в жизни может случиться всякое? Подумай над возможностью перехода на схему, которой предусмотрено наследование всей суммы сбережений в виде назначения пенсии близкому родственнику. Готовишься к выходу на заслуженный отдых и рассматриваешь варианты своей будущей жизни? Можно выбрать различные периоды выплаты всех накопленных средств - и пожизненный, и на определенный срок, можно даже с разбивкой этого срока по этапам с разными размерами выплат.


Кстати, относительно недавно ОАО «РЖД» приняло решение: если железнодорожник захочет перевести на свой пенсионный счет выплаты за преданность компании, то «Российские железные дороги» удвоят сумму. К примеру, получил сотрудник пять окладов. Он переводит их в пенсионную систему, а работодатель добавляет еще пять. Это позволяет единовременно весьма ощутимо увеличить свои сбережения на корпоративную пенсию. Правда, есть одно условие - рабочий стаж сотрудника в компании должен быть не менее 20 лет. И это еще одна из важнейших опциональных настроек в том пенсионном конструкторе, который позволяет железнодорожникам создавать свое финансовое будущее.


- Какие задачи филиал ставит перед собой в первую очередь?


- Наши усилия направлены на то, чтобы как можно больше работников «Российских железных дорог» формировали дополнительную отраслевую пенсию, используя предоставленные компанией возможности. И наша задача - дать людям ощущение финансовой стабильности и в конечном счете уверенности в завтрашнем дне. Ничего важнее для нас нет.